Страница 11 - Монархист-Ру

Перейти к контенту
Цесаревич Георгий Михайлович: Западная либеральная модель претерпевает серьезнейший кризис


Е.И.В. Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Георгий Михайлович благоволил ответить на вопросы редактора газеты «Монархист» Михаила Кулыбина.
- Ваше Императорское Высочество, в настоящее время в мире происходят серьезные геополитические сдвиги. Однополярный мир, появившийся после падения СССР, постепенно трансформируется в многополярный. Что Вы думаете об этих процессах?
- Многополярность – естественное и наиболее гармонизированное состояние человечества. Монополизация в любой сфере – политической, экономической, культурной – в конечном итоге приводит к пагубным последствиям. Даже когда кому-то удается добиться, казалось бы, полного доминирования, отсутствие конкуренции приводит к постепенной деградации, деградация – к ослаблению, ослабление – к потере доминирования. В мировых масштабах все эти процессы сопровождаются потрясениями и смутами, страданиями и гибелью людей.
Кроме того, необходимо понимать, что общечеловеческая цивилизация неоднородна. Она состоит из нескольких цивилизаций, сложившихся на протяжении тысячелетий. В рамках этих цивилизаций тоже существует определенная дифференциация. Попытки навязать всем людям на Земле какую-то одну идеологию, либо ценности одной цивилизации, или, тем более, одного государства, пусть и весьма мощного и успешного – недостижимая утопия. А попытки осуществить утопию на практике всегда обречены на поражение и лишь приводят к страшным трагедиям.
Российская Империя являлась классической империей, осуществлявшей принцип «Единство в многообразии». И в нашей имперской идее всегда присутствовало понимание, что можно объединять только объединимое. Бывали отдельные ошибки, но тогда и последствия не заставляли себя долго ждать. Но, в целом, нам удалось создать настоящую семью народов. И те, кто вошел в состав Империи добровольно, и те, кто поначалу оказывал сопротивление, быстро интегрировались и начинали ощущать Россию своим Отечеством. При этом мы достаточно последовательно избегали методов, присущих колониальным империям.
В современном мире, конечно, многое изменилось, но исторический опыт и вечные принципы сосуществования никогда не должны забываться. Они реализуются в новых формах, но суть их не меняется. К сотрудничеству, союзничеству и единству следует стремиться, но не путем насилия, подавления и обмана, не путем подчинения всех одной державе, а в духе консенсуса и компромисса. И никогда не забывать, что наряду с общечеловеческими ценностями и глобальными интересами существуют уникальные и неповторимые особенности каждой цивилизации, которые нужно уважать, даже если для нас они не близки и не вполне понятны.
Я полностью согласен со словами президента России В.В. Путина: «Попытки создать однополярный мир не утвердились. Мы живем уже в другом измерении. Но мы всегда придерживались той точки зрения, что, защищая свои собственные национальные интересы, мы должны с уважением относиться и к интересам других. Вот так мы собираемся строить наши отношения со всеми другими нашими коллегами».
- Происходящие перемены напрямую коснулись вопросов идеологии. За последнее время наднациональное либеральное лобби потерпело ряд поражений – брексит, победа Д.Трампа на выборах в США и др. Означает ли это, на Ваш взгляд, что либеральная доктрина исчерпывает свои возможности?
- Борьба идей не прекратится, пока существует Вселенная. И все идеи, в том числе и либеральная, будут существовать всегда. В любой идеологии, в любой доктрине присутствуют элементы всех идей. Ни один разумный консерватор не станет отрицать ценности свободы, и ни один разумный либерал не будет отвергать необходимость порядка и опоры на традицию. Речь идет не о полном взаимном отрицании, а о различии в приоритетах. Однако когда побеждают фанатизм и догматизм, когда применяются двойные стандарты, любая идеология может быть доведена до абсурда. Либералы XIX – середины ХХ века ужаснулись бы тому, что именуется либерализмом в наше время. И консерваторы прошлого не узнали бы своей доктрины в том, что сейчас именуется консерватизмом.
Дело не в том, что плохи идеалы Свободы и Обновления или идеалы Порядка и Традиции. Они все обладают непреходящей ценностью. Но люди начинают подменять их, выворачивать наизнанку, перепутывать. И под этикеткой того же либерализма мы рискуем получить самый настоящий тоталитаризм.
Современная западная трактовка либерализма и создаваемая в соответствии с этой доктриной модель претерпевает серьезнейший кризис. Я не стал бы говорить о полном крахе. Но совершенно очевидно, что западный мир встал перед необходимостью глубокого пересмотра многих принципов, которые до сих пор объявлялись незыблемыми и единственно правильными.
Исторический опыт России в выстраивании межнациональных и межрелигиозных отношений, в сочетании традиции и модернизации очень пригодился бы и Европе, и Америке. Возможно, именно не желая этого, некоторые политики, преследующие корыстные цели, а не заботящиеся о благе своих стран, стараются сделать все, чтобы усиливать конфронтацию с нашей Родиной.
- Ваш дед, Государь Владимир Кириллович, в свое время выражал убеждение, что на смену коммунистической и либеральной концепциям вернутся по-настоящему правые ценности – религиозные, национальные, традиционные. Каково Ваше мнение об этом?
- Дедушка жил в эпоху биполярного мира, когда с одной стороны стояла богоборческая тоталитарная система, возглавляемая коммунистическим режимом СССР, а с другой стороны – так называемый «Свободный мир», провозглашающий лозунги либерализма и демократии.
Для деда был неприемлем коммунизм – конечно, не из-за его социальных идей и стремления к справедливому распределению благ, а из-за антирелигиозного агрессивно-материалистического мировоззрения и террористических методов управления. «Свободный мир» в то время еще провозглашал приверженность христианским ценностям. Но дед не обольщался и по поводу даже того, еще более-менее традиционного, либерализма. Он видел, как постепенно в «Свободном мире» зреют и прорастают семена материализма и тоталитаризма. Не коммунистического, но от этого не менее безбожного и бесчеловечного.
В его обращениях и выступлениях, где бы он ни находился и перед какими бы аудиториями ни выступал, всегда присутствует предостережение не только от «левого» материализма, цинизма и эгоизма, но также и от «правого». Зло, по его мнению, способно рядиться в разные одежды. И нельзя делить людей по формальным признакам, по партийной принадлежности, по штампованным декларациям. Нужно вести диалог со всеми, видеть, прежде всего, не то, что ссорит и разобщает, а то, что объединяет, во всех общественно-политических общностях искать, прежде всего, не врагов, а друзей.
В этом дед видел главную арбитрирующую функцию как царствующих монархов, так и глав династий, лишенных политической власти. И моя мать, и я стараемся этому следовать.
Конечно, идея монархии, которую мы воплощаем и храним, основана на религиозных и традиционных национальных ценностях. В мире нет и не может быть атеистических и космополитических монархий. Бытие и служение Дома Романовых определяется Православием и российским патриотизмом. Но мы относимся как к братьям и сестрам ко всем соотечественникам – к исповедующим другие религии, к придерживающимся левых и правых, консервативных и либеральных убеждений. Только фанатизм, экстремизм и нетерпимость для нас неприемлемы. Но и таких людей мы не считаем врагами, а надеемся, что они услышат нас и образумятся.
Монархическая идея не партийна по своей природе. Она не может никому себя противопоставлять. И если когда-либо России суждено вернуться к монархическому строю, это повлечет не вытеснение тех или иных концепций, а их гармонизацию на благо страны.
- Как Вы считаете, есть ли у монархической идеи, что предложить обществу XXI века? Есть ли у монархии перспективы в наше время?
- Мы здраво и взвешенно оцениваем ситуацию и видим, что в настоящее время и в ближайшем будущем для восстановления монархии в России нет предпосылок. Современному историческому моменту подходит сильная президентская республика. Она принимается и поддерживается большинством российского народа, и мы с мамой, являясь гражданами России, всецело признаем и уважаем этот выбор, поддерживаем существующую власть, не участвуем ни в каких формах политической борьбы.
Но при этом мы продолжаем быть убежденными, что монархическая идея Государства-Семьи вечна, что она не может «устареть» и навсегда уйти в прошлое.
Мы верим, что принцип отеческо-материнской власти, независимой от любых групповых интересов и, в силу этого, способной на максимально объективный арбитраж, обеспечивающей живую преемственность со всей тысячелетней историей, равноудаленной от партий и равноприближенной к людям, ответственной по своим идейным основам и по своей природе перед Богом, предками и потомками – может быть вновь востребован соотечественниками в будущем.
Мы имеем полное право говорить о том, что, на наш взгляд, составляет преимущества монархии пред республикой. Это право нам гарантировано 13 статьей Конституции РФ, обеспечивающей идеологическое многообразие.
Но мы категорически отвергаем саму мысль о навязывании монархии народу.
Душой этого государственного строя является согласие, соборность, общенациональное единение. И он может быть восстановлен только тогда, когда подлинное большинство народа (не 50, 1% против 49,9%, как в механистических демократиях, а по-настоящему убедительное большинство) поймет суть монархии. Когда уяснит, что монархия – это не просто единоличная сильная власть, а система идеалов, духовных, правовых и культурных принципов, устоев и учреждений. Когда объективно оценит все ее достоинства и все ее недостатки (которые, как у любого земного устройства, у нее тоже есть), и примет осознанное решение.
- Общественное сознание современного российского общества крайне расколото. Революционная катастрофа, красный террор, массовые репрессии, включая убиение свв. Царственных мучеников, не получили пока единой морально-нравственной оценки. Есть ли, на Ваш взгляд, надежда на постепенное преодоление ран, нанесенных общественному сознанию россиян богоборческой и человеконенавистнической большевицкой идеологией?
- У нас не только надежда, но твердая уверенность, что примирение и взаимное прощение необходимы, и без них Россия просто не сможет существовать.
Раны общественному сознанию нанес не один большевизм. Увы, нередко эти раны наносятся или бередятся теми, кто заявляет о своем антикоммунизме, приверженности монархии, верности Церкви…
Многие люди не замечают, что, ведя борьбу с большевизмом, они сами действуют абсолютно большевицкими методами. Ведь большевизм – это на самом деле не красивая идея построения справедливого общества, а политическая идеология тоталитаризма и практика насилия и устрашения, ненависти к инакомыслящим, пренебрежения к человеческой личности. Но если в рамках материалистического мировоззрения такие методы имеют, по крайней мере, логическое объяснение, то для верующих людей, тем более, для последователей Учения Христова, это совершенно неприемлемо и саморазрушительно.
Мы постоянно цитируем бессмертные слова св. Императора Николая II, переданные из заключения, незадолго перед расстрелом, его дочерью св. Великой Княжной Ольгой Николаевной: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...».
В этих словах есть все для преодоления любого самого болезненного раскола.
Мы должны быть готовы не только прощать, но и просить прощения. Ибо безгрешных людей не бывает, и у нас тоже есть своя доля вины и за революцию, и за все, что к ней привело и за ней последовало. Вслед за своей матерью я повторю, что нужно не требовать от других покаяния, а подавать пример собственным покаянием. И тогда даже многие из тех, кто сейчас в ожесточении упрямо и агрессивно отвергает дорогие нам идеалы, услышат нас, и не оттолкнут протягиваемую им руку, а сами окажутся способными к переосмыслению своих взглядов и признанию собственных ошибок и заблуждений.
Назад к содержимому